Получены разъяснения прокуратуры Бондарского района по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Ответственность за нарушение правил приема на работу бывших государственных (муниципальных) служащих

 

Трудовое законодательство и законодательство о противодействии коррупции устанавливают определенные особенности приема на работу лиц, которые ранее замещали должности государственной (муниципальной) службы. Так, согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующие перечни должностей государственной (муниципальной) службы установлены Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и принятыми в соответствии с ним ведомственными нормативными правовыми актами. Обязанность работодателя по уведомлению о приеме на работу бывшего служащего, замещавшего должность, включенную в данные перечни, возникает независимо от сферы деятельности работодателя и должности, на которую принят такой работник. Порядок сообщения работодателем о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700. Согласно указанному Порядку уведомление направляется работодателем по последнему месту несения службы государственного (муниципального) служащего в письменной форме в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином. Неисполнение работодателем указанной обязанности является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего). Санкция указанной статьи Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

 

О бесплатном проезде ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны

 

Указом Президента РФ от 23.01.2015 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" установлено, что в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне ветеранам и сопровождающим их лицам будет предоставлено право бесплатного проезда по территории РФ.

Бесплатно проехать смогут ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны - граждане России, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства в период с 3 по 12 мая 2015 года. Такое право будет предоставлено в сообщении между субъектами РФ железнодорожным, морским, внутренним водным, воздушным и автомобильным (кроме такси) транспортом. Профинансировать расходы и определить порядок предоставления права бесплатного проезда поручено Правительству РФ. Кроме того, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано предоставить аналогичные льготы ветеранам и сопровождающим их лицам на проезд транспортом межмуниципального, городского и пригородного сообщения.

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Новые требования к продавцу некачественного товара

 

С 01.07.2014 статья 26 Закона «О защите прав потребителей» дополнена пунктом 6, согласно которому у продавцов товара, который покупатель-потребитель приобрел за счет потребительского кредита (займа), появилась новая обязанность. Если товар окажется некачественным и потребитель его вернет, то продавец должен не только возвратить уплаченные за товар деньги, но и возместить потребителю внесенные проценты и иные платежи по договору потребкредита (займа). Такие поправки к Закону о защите прав потребителей предусмотрены в Законе № 363-ФЗ, вступившем в силу с указанной даты. Изменения касаются ситуаций, когда для приобретения товара покупатель использует кредитные (заемные) средства специализированной организации (например, банка, иной кредитной организации). Для этого вместе с договором розничной купли-продажи потребитель-заемщик заключает кредитный договор (договор займа).

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Порядок оформления трудовых отношений

 

Практика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства показывает, что значительное количество нарушений трудовых прав граждан допускается при оформлении трудовых отношений.

 В частности, распространены случаи приёма на работу без подписания трудового договора, издания приказа о приёме на работу. Это приводит к тому, что в случае возникновения конфликта с работодателем работник зачастую лишается возможности не только доказать размер заработной платы и другие условия договора, но и сам факт наличия трудовых отношений, что препятствует контролирующим органам реагировать на нарушения закона, а работник вынужден доказывать свою правоту в судебном порядке. Между тем, согласно ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре должны быть обязательного оговорены такие существенные условия, как место работы, выполняемая трудовая функция (то есть работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы), а также условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). В случае заключения срочного трудового договора в обязательном порядке указывается срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора. Необходимо иметь в виду, что по общему правилу работник принимается на работу на неопределённый срок. Срочный трудовой договор заключается лишь в случае, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. К основным таким случаям в соответствии со ст.59 Трудового кодекса Российской Федерации относится исполнение обязанностей отсутствующего работника; выполнение временных (до двух месяцев) работ, а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона); выполнение работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки. Срочный трудовой договор заключается также с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы. По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства, в том числе к индивидуальным предпринимателям, численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек).

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Предоставление документов об уплате государственной пошлины не требуется

 

Граждане при обращении в органы государственной власти часто сталкиваются с требованием о предоставлении документов об уплате государственной пошлины за предоставление государственных услуг, в частности при регистрации транспортных средств, получении разрешения на хранение и ношение оружия и т.д. При этом по различным причинам добропорядочный гражданин может утратить квитанцию об уплате необходимой суммы за предоставление государственных услуг. Обычно в данном случае должностные лица государственных органов отказывают гражданину в приеме документов и отправляют его за дубликатом квитанции. Услуга по повторному предоставлению квитанции в кредитных учреждениях, как правило, является платной. Между тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов, подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг. Данные сведения органы должны получать самостоятельно путем направления соответствующих запросов. С целью неукоснительного исполнения требований данного Федерального закона законодателем установлена административная ответственность должностных лиц за требование документов и (или) платы, не предусмотренных федеральным законодательством, по части 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает для должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, органов государственных внебюджетных фондов административное наказание в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Повторное совершение должностным лицом указанного административного правонарушения влечет более строгую ответственность в виде штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от трех до шести месяцев.

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Новые требования к продавцу некачественного товара

 

С 01.07.2014 статья 26 Закона «О защите прав потребителей» дополнена пунктом 6, согласно которому у продавцов товара, который покупатель-потребитель приобрел за счет потребительского кредита (займа), появилась новая обязанность. Если товар окажется некачественным и потребитель его вернет, то продавец должен не только возвратить уплаченные за товар деньги, но и возместить потребителю внесенные проценты и иные платежи по договору потребкредита (займа). Такие поправки к Закону о защите прав потребителей предусмотрены в Законе N 363-ФЗ, вступившем в силу с указанной даты. Изменения касаются ситуаций, когда для приобретения товара покупатель использует кредитные (заемные) средства специализированной организации (например, банка, иной кредитной организации). Для этого вместе с договором розничной купли-продажи потребитель-заемщик заключает кредитный договор (договор займа).

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Основание и прядок привлечения работника к сверхурочной работе

 

Согласно ст.99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя, за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается как с согласия работника, так и без такового. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год. Между тем, в обоих случаях (с согласия и без согласия) привлечение работника к указанной работе допускается при наличии соответствующих оснований и с соблюдением установленного порядка. Так, без согласия работника привлечение работе возможно: при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи; при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. С письменного согласия работника возможно привлечение к сверхурочной работе в случаях: при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей; при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником. В любых иных случаях привлечение к сверхурочной работе допускается лишь с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (в случаях создания указанного органа). Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов регулируется ст.372 Трудового кодекса РФ. Кроме того, законом установлен запрет на привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Например, в период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст.203 Трудового кодекса РФ). Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Защита несовершеннолетних от потребления табака

 

Потребление табака препятствует нормальному росту и развитию ребёнка, вызывает устойчивую психо-физиологическую зависимость, способствует возникновению хронических бронхолёгочных и сердечно-сосудистых болезней, увеличивает риск онкологических заболеваний, снижает репродуктивную способность и сокращает продолжительность жизни человека. Недопущение потребления табака детьми и подростками является одним из принципов реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 и направленной на создание условий для роста численности населения, повышения качества и продолжительности жизни. Приоритетность защиты от воздействия табака несовершеннолетних, как особой категории граждан, подчёркнута при разработке Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации 23.09.2010 № 1563-р. Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» признано недопустимым потребление табака несовершеннолетними, в том числе в местах, специально отведённых и оборудованных для курения, и запрещены: - вовлечение детей в процесс потребления табака как путём предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом, так и путём покупки для несовершеннолетних либо передачи несовершеннолетним (в том числе, по их просьбе) табачных изделий или табачной продукции; - продажа табачной продукции несовершеннолетним, а также иным лицам, при возникновении у продавца сомнения в достижении ими возраста 18 лет не предъявившим документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить их совершеннолетие (паспорт гражданина, заграничный паспорт, паспорт моряка, временное удостоверение личности гражданина России, вид на жительство, разрешение на временное проживание, удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, военный билет, водительское удостоверение); - продажа табачной продукции несовершеннолетними, поскольку торговля табачными изделиями включена в перечень работ, при выполнении которых, в соответствии со ст. 265 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности, и индивидуальными предпринимателями.

Ответственность за нарушение указанных требований предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). На основании ст. 6.23 КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, а совершение тех же действий родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего (усыновителями, опекунами, попечителями, приёмными родителями) наказывается административным штрафом в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий, в соответствии с ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Нарушение законодательства об охране труда несовершеннолетних работников, связанное с использованием их для осуществления торговли табачными изделиями, на основании ст. 5.27 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение, допущенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечёт дисквалификацию (лишение права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от одного года до трёх лет. Соблюдение требований закона, направленных на охрану здоровья, защиту детей и подростков от вредных последствий потребления табака, содействие уполномоченным органам в выявлении и пресечению нарушений, допускаемых в данной сфере, является обязанностью родителей (законных представителей) несовершеннолетних и моральным долгом каждого гражданина Российской Федерации.

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Реконструкция многоквартирного жилого дома

 

В силу положений ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Принятие решения о реконструкции многоквартирного дома согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Со 2 апреля 2014 года вступили в силу изменения в статью 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми для получения разрешения на реконструкцию многоквартирного жилого дома застройщик в обязательном порядке должен представить в Службу государственного строительного надзора, помимо прочих документов, предусмотренных законом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме.

 

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Что делать в случае отказа страховой компании заключать договор ОСАГО

 

В связи с участившимися обращениями граждан, связанными с отказом страховых организаций заключать договоры обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) или заключения таких договоров с навязыванием дополнительных страховых услуг, прокуратура района разъясняет следующее.

Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) установлена обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В силу положений абз. 8 ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ, ст. 426 ГК РФ договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является публичным, в связи с чем страховая организация обязана оказывать услуги в отношении каждого обратившегося лица. Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности его заключения не допускается.

Пунктом 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещено обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Кроме того, согласно п. 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, владелец транспортного средства свободен в выборе страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

В силу положений п. 14 Правил обязательного страхования и ст. 435 ГК РФ в случае устного отказа страховой организации в предоставлении услуг по страхованию ОСАГО страхователь вправе направить выбранному им страховщику соответствующее заявление о заключении договора обязательного страхования (предложение-оферту) по форме, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2009 № 67н, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных п. 15 Правил обязательного страхования.

Такое заявление (предложения-оферта) также может быть направлено по почте на почтовый адрес страховщика, указанный в страховом полисе обязательного страхования, с уведомлением о вручении почтового отправления. В спорных ситуациях уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком направленного страхователем заявления.

В случае ненаправления страховщиком страхователю в тридцатидневный срок (п. 1 ст. 445 ГК РФ) извещения о заключении договора о предоставлении услуг страхования ОСАГО, направления извещения об отказе, либо о принятии предложения заключить такой договор, но на иных условиях, страхователь вправе обратиться с претензией в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (г.Тамбов, ул.Державинская, д.1); Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области (г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 5), либо его территориальные отделы, а также в суд, либо органы прокуратуры для защиты своих прав и интересов.

В целях объективного и правильного разрешения обращения необходимо предоставлять копии документов, подтверждающих переписку со страховыми организациями и свидетельствующие о признаках нарушения ими законодательства Российской Федерации.

Аналогичная позиция выражена в информациях, размещенных на официальных сайтах Министерства финансов Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации.

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Внесены изменения в закон, которыми запрещена выдача лицам, судимым за тяжкие и особо тяжкие преступления, лицензии на оружие

 

Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об оружии» установлено, что лица, судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления, не смогут получить лицензию на оружие.

Поправками в закон об оружии запрещена выдача лицензий на оружие лицам, имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные с применением оружия.

Аналогичный запрет установлен для лиц, которые совершили повторно в течение года административное правонарушение, связанное с нарушением общественного порядка, порядка управления, правил охоты или незаконным оборотом наркотиков. Запрет будет действовать до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию.

Одновременно из части десятой статьи 13 Закона об оружии исключен запрет на приобретение охотничьего и спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами, которые ранее совершали правонарушения в сфере оборота оружия.

Данный запрет был признан неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 № 16-П, так как не конкретизировал срок запрета и вид юридической ответственности, в связи с которой установлен запрет, и позволял рассматривать его как установленный бессрочно.

 Федеральный закон № 63-ФЗ вступил в силу с 13 апреля 2014 года.

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

О введении административной ответственности за невыполнение требований народных дружинников

 

Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» установлена административная ответственность в виде штрафа за невыполнение требований народных дружинников.

Так поправками в КоАП РФ введен штраф за воспрепятствование деятельности народного дружинника и внештатного сотрудника полиции, а также за невыполнение их законных требований прекратить противоправные действия. Штраф установлен в размере от 500 до 2500 рублей.

Одновременно установлена ответственность самих народных дружинников и внештатных сотрудников полиции: если при охране общественного порядка они нарушат права и законные интересы граждан или организаций, им придется заплатить штраф в размере от 1000 до 3000 рублей.

Кроме того, законом установлено, что поддержка граждан и объединений, участвующих в охране общественного порядка, должна осуществляться органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет региональных бюджетов.

К вопросам местного значения поселений и городских округов отнесено оказание поддержки указанным гражданам и объединениям, а также создание условий для деятельности народных дружин.

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Детям-сиротам вернули прежнюю льготу при поступлении в ВУЗ, но лишь до 2017 года

 

Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 11-ФЗ внесены изменения в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Поправки касаются дополнительных гарантий права на образование для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В соответствии с прежним Законом об образовании (утратил силу 1 сентября 2013 г.) указанные граждане принимались в вузы на бюджетные места вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Новый Закон об образовании заменил это право на иные льготы. Это, в частности, прием на подготовительные отделения вузов и преимущественное право зачисления на обучение по программам бакалавриата и специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Согласно поправкам детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется дополнительная гарантия - прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты (при условии успешной сдачи вступительных экзаменов). Эта льгота будет действовать до 1 января 2017 года.

Напомним, что в рамках квоты также принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы. Размер квоты вуз определяет самостоятельно (но не менее 10% от общего числа бюджетных мест).

Также поправками устанавливается, что лица, закончившие вуз и получившие квалификацию дипломированного специалиста, могут быть приняты на конкурсной основе в магистратуру. И это не рассматривается, как получение ими второго или последующего высшего образования.

Закон вступил в силу с 15 февраля 2014 года.

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

О ПРОВЕДЕНИИ ЛОТЕРЕЙ

 

 Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

 

 Изменения призваны усовершенствовать правовое регулирование лотерейной деятельности. Одна из целей Закона - исключить возможность проведения азартных игр под видом лотерей.

Определено, что такое лотерейная квитанция, игровая комбинация, лотерейный терминал, лотерейная программа, тираж, центр обработки лотерейной информации, электронный лотерейный билет.

 Исключены нормы о комбинированной, стимулирующей, региональной, муниципальной и негосударственной лотереях. Остались только 4 вида лотерей: тиражные и бесстиражные, международные и всероссийские государственные.

 Организатором лотереи является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Он проводит лотерею через оператора, который отбирается на конкурсной основе.

 Законом закрепляется, что участником лотереи может быть лицо, достигшее возраста 18 лет.

 Целевые отчисления от лотереи составляют 10% от разницы между полученной выручкой и выплаченными выигрышами. Они направляются на финансирование социально значимых объектов и мероприятий (ранее - также на благотворительность).

 Ведется единый реестр лотерейных терминалов. Отменены реестры лотерей и лотерейного оборудования.

 Лотерейные билеты и терминалы запрещено распространять и устанавливать в зданиях, в которых располагаются детские, образовательные, медицинские, культовые и религиозные организации.

Поправки разрешают использовать лотерейные терминалы и электронные лотерейные билеты только при проведении всероссийских государственных лотерей в режиме реального времени.

 Правительство РФ уполномочено определять дополнительные требования к лотерейным терминалам и оборудованию, порядок проверки их соблюдения.

Проверки организаторов азартных игр и лотерей будут проводиться 1 раз в год.

 Введена административная ответственность за неопубликование годового отчета о проведении лотереи, а также за несоблюдение требований, предъявляемых к лотерейным билетам.

Штраф для должностных лиц - от 8 тыс. руб. до 20 тыс. руб., для организаций - от 40 тыс. руб. до 60 тыс. руб.

 Федеральный закон вступил в силу с 30 января 2014 года.

 Со дня официального опубликования (30 декабря 2013 г.) выдача разрешений на проведение лотерей прекращена.

 Проведение региональных муниципальных, негосударственных и стимулирующих лотерей, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (квитанций), выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотерей прекращаются до 1 июля 2014 г.

 Всероссийские государственные лотереи, решения о которых приняты Правительством РФ до дня вступления в силу федерального закона, проводятся в установленные сроки в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов).

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»

 

Опубликован Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон), который регулирует отношения по предоставлению физическим лицам потребительского кредита в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Согласно новому Закону заемщик имеет право на получение подробной информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита. Данные сведения должны размещаться в местах приема заявлений о выдаче кредита.

Клиенты кредиторов имеют право на получение бесплатной информации об условиях предоставления и возврата кредита, в том числе о наименовании кредитора, требованиях к заемщику, валюте кредита, процентных ставках и способах возврата кредита.

Законом предусмотрено, что Банк России может ограничивать стоимость кредитов и займов, если она более чем на треть превышает среднерыночные показатели. Для расчета средних цен Центральный Банк должен определить среднее значение кредита не менее чем сотни крупнейших кредиторов.

В соответствии с Законом Банк России обязан каждый квартал рассчитывать среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита и опубликовывать эту информацию не позднее, чем за 45 дней до начала квартала, в котором значение стоимости подлежит применению.

Распространение этих сведений Банк России начнет в середине ноября 2014 года.

Согласно Закону заемщики имеют право на отказ от получения кредита и его досрочный возврат. Отказаться от кредита можно до того, как кредит предоставлен, уведомив об этом кредитора.

Кроме того, заемщик может в течение 14 календарных дней (по целевым кредитам - 30) после получения денег вернуть всю сумму, не уведомляя кредитора заранее и уплатив только проценты за время фактического пользования деньгами. В остальных случаях можно вернуть полную сумму кредита, также уплатив проценты и предупредив кредитора об этом не менее чем за 30 дней до возврата. Договором, однако, может быть предусмотрен и меньший срок.

За досрочный возврат кредита никаких штрафных санкций не предусмотрено.

По Закону требовать досрочного возвращения кредита с уплатой процентов кредитор может только в случае просрочки платежей заемщиков более чем на 60 календарных дней в течение последних 180 календарных дней.

Законом впервые определяются допустимые способы взаимодействия с должником или лицом, предоставившим обеспечение по договору (поручителем), и интенсивность такого взаимодействия.

В частности, установлено, что при совершении действий, направленных на возврат задолженности, кредитор или лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности (к примеру, сотрудник коллекторского агентства) вправе использовать:

1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

2) почтовые отправления по месту жительства заемщика или поручителя, телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.

Иные способы взаимодействия по инициативе кредитора и (или) коллекторского агентства могут использоваться только при наличии письменного согласия заемщика (поручителя).

Закон запрещает непосредственное взаимодействие с заемщиком или поручителем, если срок исполнения обязательства по договору не наступил.

Также запрещены личные встречи, телефонные переговоры и СМС-сообщения в рабочие дни в период с 22 до 8 часов, а также в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства заемщика или поручителя.

Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» вступает в силу с 1 июля 2014 года.

Также следует учитывать, что его действие не распространяется на ипотечные займы.

 

 

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Санкции за нарушения антитабачного законодательства

 

С 1 июня 2013 года действуют положения Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Законом введен запрет на курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. Кроме того, запрещены реклама и стимулирование продажи табачных изделий, спонсорство табака. Помимо этого установлен запрет на потребление табака несовершеннолетними. Ограничиваются демонстрация курения с телеэкрана и торговля табачными изделиями.

Федеральным законом от 21.10.2013 № 274-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе».

Изменения, устанавливающие санкции за нарушения антитабачного законодательства, вступили в силу с 15 ноября 2013 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июня 2014 г.).

Кодексом определены виды и размеры административных наказаний за нарушение указанных запретов и ограничений.

Так, за курение в неположенных местах будут штрафовать на сумму от 500 руб. до 1,5 тыс. рублей. Строго накажут за курение на детских площадках, штраф составит 2-3 тыс. рублей.

Также предусмотрены штрафы за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения.

Определены размеры штрафов за спонсорство, рекламу табака, стимулирование его продажи, демонстрацию курения с телеэкрана, нарушение правил продажи табачных изделий.

К примеру, за продажу табака несовершеннолетнему граждан оштрафуют на 3-5 тыс. рублей, должностных лиц - на 30-50 тыс. рублей, организации - на 100-150 тыс. рублей.

Согласно закону штрафовать граждан за курение в неположенных местах вправе сотрудники полиции, инспекторы госпожнадзора, санитарные врачи, транспортные, жилищные инспекторы.

При этом в Законе о рекламе прописан запрет на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги и зажигалок.